Вы знаете, что такое Wayback Machine? Заходите на archive.org, вводите адрес сайта и смотрите, каким он был много лет назад. Например, чем в 1998 году занимался (http://web.archive.org/web/*/http:/www.promotion.aha.ru) глава Promo Interactive Тимофей Бокарев. Или как выглядел (http://web.archive.org/web/*/http:/www.design.ru) сайт студии Артемия Лебедева десять лет назад. Современный рынок веб-услуг кажется нам привычным и естественным, и трудно представить, что когда-то Бокарев в Photoshop-е мучался над анимированными баннерами, а Лебедев думал, не раздобыть ли ему где-нибудь денег на аренду офиса, чтобы перестать водить заказчиков домой. А между тем, так оно и было. Иных уж нет, а те далече Когда мы говорим «лидеры на рынке веб-разработок», первым делом, помимо Студии Лебедева (http://www.artlebedev.ru/), нам приходят в голову Actis Systems (http://www.actis.ru/), РБК-Софт (http://www.rbcsoft.ru/), еще пара-тройка компаний. А ведь лет восемь назад РБК даже не предполагала открывать направление создания сайтов, а два других упомянутых выше «монстра» делили рынок с теми, о ком мы давно уже ничего не слышали. Кто они – не известные широкой публике первопроходцы рынка? Не претендуя на полноту обзора, попробую вкратце вспомнить о некоторых из них. Дмитрий Кирсанов Книгу «Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова», написанную в конце 90-х, можно переиздавать и сейчас, внеся небольшие «технологические» поправки. Она моментально стала бестселлером среди немногочисленных (по сравнению с нынешним временем) российских веб-мастеров и веб-дизайнеров. Даже Артемий Лебедев, обычно скупой на похвалы, дал ей чуть ли не восторженную рецензию. Еще бы – Кирсанов знал, о чем пишет. Талантливейший дизайнер (а еще писатель и поэт) формально образовал свою студию (http://www.kirsanov.com/) в 1998 году, но и до этого он был широко известен в узких кругах веб-профессионалов. А на форумах, посвященных веб-дизайну, довольно часто можно было увидеть ожесточенные споры, кто же лучший веб-дизайнер России – Кирсанов или Лебедев? Сейчас о Дмитрии практически ничего не слышно, даже в Яндекс.Новостях последнее упоминание о дизайнере с таким именем датировано мартом 2001 года. Алексей Волков Студия (http://www.volkov.ru/) Интернет-маркетинга Алексея Волкова была образована в Новосибирске весной 1998 года. Нельзя сказать, что она сразу вошла в число грандов рынка, но Алексей пользовался несомненным авторитетом в отрасли. Пару лет назад я встретил человека по имени Алексей Волков на одном из тендеров на разработку веб-сайта, причем в качестве представителя заказчика. Для заказчика услуг веб-разработки он был подозрительно хорошо «в теме». «Ужель тот самый Волков?», подумал я. Оказалось, тот. Сейчас Алексей практически не имеет отношения к собственной студии, живет и работает в Москве. Algorithm Communication Consulting В свое время ACC считалась одной из сильнейших веб-студий. Дочерняя компания не менее известной тогда Algorithm Group, ACC была основана в 1997 году. Среди ее клиентов можно упомянуть Compaq, Dell, Intel, IBS и многих других. Несколько лет назад компания тихо прекратила свое существование, а домен acc.ru с 2003 года принадлежит другому лицу. AlterMedia Основанная в 1997 году как веб-студия интернет-провайдера «Телепорт-ТП», «Альтермедиа» довольно быстро собрала очень сильную команду специалистов и снискала репутацию одной из ведущих веб-студий России. Дизайнерам-профессионалам со стажем хорошо известны имена Влада Головача, Мигеля Иванова; в топ-менеджменте компании были такие личности, как Лев Глейзер, Сергей Ищенко. Именно из «Альтермедии» выросло РА «Манифест», известное своим продуктом BannerBank. Финансовый кризис, настигший компанию в начале 2001 года, привел к уходу команды практически в полном составе, и с тех пор о студии почти не вспоминают, несмотря на то, что сайт (http://www.am.ru/) компании вполне жив. Ну и хватит о грустном Если вспоминать, как нечасто теперь мы слышим имена, мелькавшие в конце девяностых в пресс-релизах о создании новых сайтов, порой кажется, что из них до наших дней дожили от силы 2-3 компании. Но это не так. К старожилам, вполне неплохо живущим сейчас, но не так часто вспоминаемым в последние годы, можно отнести московские компании X-Project (http://www.xproject.ru/) и ArtStyle (http://www.artstyle.ru/), ярославский Individ (http://www.individ.ru/) (до 1999 года носивший имя «РусАрт») и еще несколько компаний. Говоря о старожилах рынка, конечно же нельзя не вспомнить (а точнее, сложно забыть) Actis Systems. Основанная в 1997 году, компания и сейчас стабильно входит в Топ-3 (а скорее всего, и в Топ-2) ведущих веб-разработчиков России. За несколько месяцев небольшая команда под руководством Павла Черкашина гигантскими шагами добралась до безусловного признания статуса одного из лидеров. Так, именно с «Актисом» в ноябре 1998 года Студия Лебедева подписала «Соглашение профессиональных дизайн-студий, работающих на рынке Интернет-услуг», согласно которому, в частности, обе компании обязались не брать за изготовление сайта менее 5 тысяч долларов. За 10 лет существования компания пережила многое – продажу пакета акций холдингу Red-Stars.com и последующий их выкуп обратно, скандальный уход в Sputnik Labs (http://www.sputniklabs.ru/) основателя компании Павла Черкашина. Впрочем, вклад «Актиса» в развитие рынка и его положение на этом рынке мало кем оспаривалось и оспаривается сейчас. Кстати, «Актис» невольно внес свою лепту в появление еще одного громкого имени на рынке. В 2000 году костяк креативного отдела Actis Systems в количестве трех человек покинул компанию и при помощи «Интернет-инкубатора», руководимого Андреем Вакуленко, организовал собственную студию, получившую имя DEFA. Сейчас DEFA Gruppe (http://www.defa.ru/) – также один из признанных лидеров. Лебедев Вы, наверное, заметили, что эту фамилию я упоминаю в статье уже в шестой раз. «Надоел уже», – скажет кто-то из вас. Ну а что поделаешь, если именно он определил вектор развития отрасли на много лет вперед? Об Артемии Андреевиче, в принципе, известно все и всем. Основал студию WebDesign в 1995 году, позже переименовал ее в студию имени себя, является первым успешным веб-дизайнером в нашей стране. Сын Татьяны Толстой, жил в Америке, снимался в рекламе Яндекса, ссорился с Кириллом Готовцевым, Марией Грачевой и компанией МТС, является самизнаетекем и не любит, когда его называют Артемом. К Артемию Лебедеву у сетевой общественности отношение неоднозначное. Кто-то говорит, что он уже давно не придумывает ничего нового и живет только за счет своего имени. Кто-то утверждает, что он как задавал моду в создании сайтов, так и продолжает этим заниматься. Кто-то считает его высокомерным и эксцентричным, а кому-то он кажется очень приятным и вежливым человеком. Этот феномен я бы сравнил с противостоянием мнений «Билл Гейтс – гений или мастдай», пусть и в локальном масштабе, поэтому постараюсь быть максимально объективным. И хулители, и почитатели Артемия Лебедева вряд ли будут спорить с тем, что первые годы развития отрасли (точнее сказать, будущей отрасли) веб-разработок в нашей стране прочно связаны с его именем. И рынок, который сейчас кормит тысячи веб-студий и частных веб-разработчиков, формировался прежде всего под его влиянием. Конечно, далеко не все инициативы и проекты Артемия Андреевича получили развитие. Так, рекламное агентство System.ru, организованное совместно с ИД «Компьютера», уже не существует, а сама Студия вышла из проекта еще в 2000 году. Созданная в 1997 году компания NetSkate, которая объединила услуги нескольких известных компаний, в том числе тогдашней WebDesign, довольно быстро рассыпалась. Формат баннера 470*60, который Лебедев предложил в качестве нового стандарта де-факто (сразу после продажи «Медиа-Мосту» Гусинского Reklama.ru – баннерной сети формата 468*60) тоже не прижился. Однако попытки Артемия Лебедева диверсифицировать бизнес в области дизайна неудачными никак не назовешь. Веб-дизайн уже давно не является единственным направлением деятельности «Студии Лебедева» - компания работает практически во всех сферах, где применимо слово «дизайн». Сейчас компания является если не сильнейшей, то, по крайней мере, одной из сильнейших команд в России в области дизайна, и этого у нее не отнимешь. Заключение Новые отрасли экономики практически всегда развиваются по одному сценарию. На первом этапе изобретатели-энтузиасты создают костяк будущего рынка – по придуманным ими правилам и стандартам. На них обращают внимание разве что такие же передовые, гибко мыслящие наблюдатели. Если у них получается что-то стабильное и привлекательное с точки зрения экономической выгоды, то на следующем этапе они притягивают к себе чуть менее подвижных коллег и небольших инвесторов, готовых рисковать. Здесь главное – не втянуться в гигантоманию, уверившись в бешеный рост рынка, но в то же время развиваться не медленнее рынка. Дальше на рынок приходят большие деньги. Видя рост капитализации и оборотов, бизнес покрупнее спешит не опоздать, причем, скупая порой все, что движется, и не особо заботясь о бизнес-планировании и анализе перспектив своих вложений. На российском рынке веб-технологий такой бум пришелся на конец 1999 – начало 2000 года, а уже во второй половине 2000 года, с небольшим запозданием относительно краха «доткомов» в США, перегретый рынок начал «сыпаться». И лишь после этого, пройдя этап лопающихся каждую неделю «мыльных пузырей», рынок начал развиваться по нормальным законам. Сейчас рынок, безусловно, на подъеме. Уже нет шальных денег, уже почти невозможно получить от клиента 20 тысяч долларов за сайт-визитку, уже порог вхождения на рынок очень высок. Успехов в бизнесе добиваются не хорошие дизайнеры и программисты, а хорошие менеджеры. И в то же время я уверен, что впереди еще не одна перетряска списка лидеров. Число «монстров» наверняка пополнят те, кто вовремя угадает (или придумает?) перспективные направления и технологии, вложит в них силы и будет смотреть в будущее – не забывая об уроках прошлого. Текст: Дмитрий Васильев Источник: webplanet.ru
|